ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр творческого развития и гуманитарного образования города Сочи


КОНТАКТЫ

Наш адрес:

354065, г. Сочи
ул. Красноармейская д.30

Телефоны:

8 (862) 254-27-95 - приемная директора
8 (862) 254-27-52 - заместитель директора
8 928 233-39-89 - поступление на новый учебный год
8 (862) 254-27-51 - секретарь учебной части

Напишите нам письмо!

Новости

Назад

26.01.2022   //  Итоги XXII городской научно-практической конференциишкольников «Первые шаги в науку»

20-22 января 2022года состоялась XXII городская научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку», организаторами которой является управление по образованию и науке администрации города Сочи, Центр творческого развития и гуманитарного образования г.Сочи.

В заочном этапе Конференции приняли участие 586 работ обучающихся из 79 образовательных организаций города Сочи. В очный этап прошли 466 участников. На суд жюри было представлено 421 работа. Работы носят исследовательский характер или являются социальными и творческими проектами.

По итогам работы 34 секций Конференции, включая Фестиваль детского творчества и Конкурс цифровых проектов «Первые шаги в цифровое будущее», более 280 участников стали победителями и призерами: 71 человек заняли I место, 212 человек стали призерами, заняли II и III место в разных возрастных номинациях.

Работы победителей конкурсов НПК 2-10 классов будут направлены в г. Краснодар для участия в заочном этапе конкурса научных проектов школьников в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани.

Победители, набравшие максимальное количество баллов, из секции «Я – исследователь», собравшей самых маленьких участников от дошкольников до 10 лет будут направлены на региональный конкурс творческих проектов и исследовательских работ «Я -исследователь». Этот конкурс состоится в Сочи в апреле месяце.

По итогам работы секций члены жюри поделились своими впечатлениями, дали рекомендации участникам и их руководителям по подготовке будущих исследовательских и проектных работ и оставили добрые и искренние пожелания успехов юным сочинцам.

Главным экспертом, председателем жюри, кто много лет активно принимает участие в детских конкурсах и как руководитель-наставник, и как справедливый судья была О.Г. Белоус – доктор биологических наук, заведующая лабораторией физиологии и биохимии растений ФГБУН ФИЦ СНЦ РАН. Оксана Геннадьевна отметила: «Конференция длилась три дня и завершили ее малыши. Такие разные темы и объекты исследований!!! Маститым ученым тоже есть чему поучиться! Во-первых, не терять интереса к тому, что вокруг. Во-вторых, не держаться всю жизнь за одну тему и один объект. Дети это точно умеют!»

В конкурсных мероприятиях секции «Я -исследователь», которые прошли в очном формате, было представлено 165 работ юных участников различной тематики: естественнонаучной – живая и неживая природа, гуманитарной, физико-математической и технической. Ребята исследовали пластик, мел, янтарь, краски, воду, радугу, полудрагоценные камни, гальку, мыло, очищающие средства для рук и стиральный порошок, цвет глаз, поведение животных и человека, отвечали на вопросы «Почему не тонут корабли?», «Как совладать с собой?», «Как правильно дрессировать своих питомцев?» и многие другие. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником. Они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на вопросы в разных областях знаний. Все выполненные работы, представленные на защиту, отличались осмысленностью, глубиной и научным подходом. Юные участники, буквально «с головой», погрузились в изучение интересующих их тем.  Родители участниц Бехтер Арины и Ковтун Алисии и их руководитель Шуруба Ирина Григорьевна от имени родителей и участников благодарят организаторов МБУ ДО ЦТРиГО г. Сочи и Центр цифрового образования детей "IT-куб" за тёплый приём и чёткую организацию работы секции «Я – исследователь»: «Конференция прошла на высоком уровне, всё заранее спланировано и организовано. Мероприятие собирает и объединяет много талантливых детей. Здесь нет борьбы между участниками, только тёплые отношения и атмосфера творчества и содружества. Уважаемые организаторы мероприятия, эксперты, руководители секций, члены жюри именно Вы помогли поверить младшим школьникам в свои силы, раскрыться и стать лучше.

Конкурсные мероприятия Конференции школьников 20 января открывали Фестиваль детского творчества, в котором приняли участие 37 человек и Финальный тур конкурса цифровых проектов «Первые шаги в цифровое будущее», в котором кроме сочинских школьников приняли участие учащиеся из образовательных организаций Краснодарского края: станиц Полтавская, Кавказская, Новощербиновская, Новомышастовская, городов Новороссийск и Краснодар

В конкурсе цифровых проектов в секциях «Программирование», «Векторная и 3d-анимация, 3d- моделирование, VR/AR», «Web-дизайн», «Проекты на базе Arduino», «Социальная реклама» учащиеся 1-11 классов представили жюри 53 работы. Проекты ребят отличались практической и исследовательской значимостью. Несмотря на то, что конкурс был заявлен в очном формате, для иногородних участников было предусмотрено дистанционное подключение. Хотелось бы отметить, конкурсантов из МАОУ Лицей МТ г. Новороссийск. От Морского технического лицея было заявлено 7 работ в разных секциях, из которых 3 заняли призовые места и несомненным лидером в секции «Проекты на базе Arduino» стала работа Скрыль Матвея «Охранная сигнализация». Один иногородний участник из города Краснодар – Сазыкина София, учащаяся ЧОУ гимназия "Эрудит" нашла возможность приехать со своим руководителем на конкурс. Представляем отзыв о мероприятии от Кулибаба Анастасии Владимировны, руководителя Софии: «Сфера образования стремительно растет и развивается. Ее неотъемлемой частью является цифровизация. Это явление было ярко продемонстрировано на конкурсе "Первые шаги в цифровое будущее", где учащиеся получили возможность представить проекты, разработанные с помощью цифровых инструментов. Безусловным преимуществом для участников мероприятия стала возможность не только выступить с собственным проектом, но и посмотреть выступления других ребят, почерпнуть идеи, поучаствовать в обсуждении. Особенно хочется отметить высокий уровень организации мероприятия: удобную систему подачи заявки и отслеживания статуса конкурсантов в АСУ ЦТРиГО, а также работу организаторов, всегда готовых помочь и ответить на вопросы. За предоставленную возможность выражаем огромную благодарность!»

На секциях социально-экономического и гуманитарного направлений НПК 5 - 11 класс, защиты проходили в дистанционном формате. Всего в секциях «Психология», «Социология», «Экономика», «Право», «Педагогика», «Искусствознание», «Краеведение», «История», «Языкознание. Русский язык», «Литературоведение», «Журналистика» и «Языкознание. Иностранные языки» было представлено 108 работ школьников. Большинство работ носит практически значимый характер, очень актуальный для развития города и Краснодарского края. Есть работы и более глобального охвата, где ставятся серьезные вопросы экономической и политической жизни России и Зарубежья. Жюри экономической секции отметили, что сочинскими школьниками представлен богатый информационный и авторский материал на актуальные экономические проблемы современности. Например, очень познавательным и обогащающим было обсуждение выбора между девятилетним и одиннадцатилетним обучением, а в будущем – между высшим и средним профессиональным образованием, все слушатели отметили пользу и востребованность информации, представленной в докладе «Определение подлинности товара по штрих-коду с помощью Microsoft Excel», весьма актуальна тема изучения влияние трудовых миграций на экономику муниципального образования города Сочи в период коронавирусной инфекции за 2020-2021 г. и многие другие. Тем не менее, членами жюри было отмечено, что работы, представленные в этом году значительно слабее прошлого года, поэтому победителей в этой секции нет, только призеры.

К сожалению, даже призовых мест не присудили и в секции «Право», которая была представлена всего двумя работами. Необходимо отметить, что интерес у ребят к теме прав и обязанностей подростков не ослабевает, работы данного направления были представлены и в секции «Социология», и «История», но уровень погружения в данные темы носил поверхностный характер. Не отличались высоким уровнем изучения и презентации материалов работы в секции «Социология», «Краеведение», «История». На эти 3 больших секции только одно первое место по истории.

Одной из самых дискуссионных из социальных секций стала секция "Психология". Работы, носили ярко выраженный практический характер. Помимо традиционных для секции исследований детских страхов, темперамента, стрессоустойчивости, в этом году школьников интересовали такие вопросы как «Где проходит грань развития и зависимости при игре в компьютерные игры?», «Существует ли интермодальный перенос при запоминании информации?», «Может ли эмоциональный интеллект повысить социометрический статус школьника?»

Подводя итог работе секций социально-экономической направленности следует отметить, что ребята с огромным интересом погружаются в изучение общественных процессов, но не всегда могут выделить специфику подходов и методов, которые науки используют для изучения общественных явлений: нередко школьники за социологию выдают исследования исторического характера или индивидуально-личностные наблюдения, а в экономику попадают работы социологической направленности. Исследования, предметом которых является общество, всегда носят междисциплинарный характер, где тесно переплетены все «общественные науки» (история, социология, право, экономика, психология, краеведение, политология и другие), каждая из которых имеет свои особые методы и подходы. У школьников – юных исследователей общества, должны быть четкие представления о специфике применяемых методов и методологических подходах к предмету своего исследования, что, к сожалению, в значительной части работ отсутствовало.

Более сбалансированной по победителям и призерам оказалась ситуация в гуманитарных секциях. Тематика работ на секции «Языкознание. Русский язык» была очень разнообразной: от анализа устаревшей лексики до «вайбовых фраз» в речи подростков XXI века. Высокой оценкой жюри единодушно были отмечены две работы: «Азбука карантина» Никиты Веселова (МОБУ СОШ №80) и «Заголовки печатных региональных СМИ: лексические особенности» Топчяна Тиграна (НОУ гимназия «Школа бизнеса»). В секции «Литературоведение» и «Журналистика» жюри с интересом слушали работы на темы, волнующие ребят: как при помощи сети Tik Tok узнавать тайны родного языка, как снимать кино, как написать хокку или целый роман. Юные исследователи говорили о подростковом чтении, об отражении проблем общества в современной литературе, таких как буллинг или отношение к людям с инвалидностью. В секции «Языкознание (иностранные языки)» были заявлены актуальные и интересные темы: «Итерактивные стенды для улучшения лингвистического образа города-курорта Сочи (на примере Морского Порта города Сочи)»; «Как музыка помогает в изучении языков?»; «Влияние языка социальных сетей на устную и письменную речь учащихся гимназии», «Пути повышения грамотности» и другие темы. Хочется отметить защиту Ждановой Екатерины (МОБУ гимназия №76), которая увидела проблему и предложила оригинальные и эффективные способы изучения фразовых глаголов в английском языке.

В секциях естественнонаучного направления НПК: «Математика», «Физика», «География», «Биология», «Экология», «Химия», «Медицина и здоровый образ жизни» на суд жюри было представлено 72 работы, значительно меньше, чем в прошлом году.

Жюри секций «Математика» и «Физика» отметили, что уровень работ данного направления не дотягивает до высокого, поэтому присуждены только призовые третьи места. В секции «Физика» принимали участие в качестве тьюторов магистранты направления «Строительство» ИЭФ СГУ, Специализация «Строительство в прибрежных зонах». Участие магистрантов, студентов СГУ с целью образования команд со школьниками для продолжения исследований по выбранным темам, стало традиционной практикой НПК. Для продолжения совместной с СГУ исследовательской работы отобраны следующие темы участников секции: Создание модели «умной теплицы» (Сыч Ксения, 9 класс МОБУ СОШ №25), Исследование зависимости силы трения в жидкости и её влияние на движение тел (Вольский Сергей, 9 класс МОАУ Гимназия №8).

На секцию «Биология» в текущем году представлены работы по сортоиспытанию цветочных и овощных культур, выращиванию декоративных и плодовых растений. В основном работы ботанического характера, к сожалению, единичные – зоологического направления. Традиционным методическим подходом и глубиной отличаются работы ЭБЦ и ЦТРиГО г. Сочи. К сожалению, многие исследования не соответствуют уровню средней и старшей школы. Характер так и остался на уровне начальных классов. Чтобы поддержать исследовательский интерес у ребят, жюри отметило эти работы грамотными, с надеждой, что школьные наставники учтут этот фактор. В секции «Экология» много работ посвящено проблеме твердых бытовых отходов, пластику и упаковке, но большая часть из них не являлись исследованиями в собственном смысле слова, а носила реферативный характер. Членами жюри высказано пожелание руководителям работ более внимательно подходить к выбору секции, часть представленных работ не носила характер экологических, что повлияло на общую оценку их качества.

В секции «Химия» все 7 работ, имели исследовательский характер и в основном, были направлены на исследование химического состава различных жидких веществ и природных смесей, изучение процессов получения сложных химических веществ в домашних условиях. Большинство авторов представленных проектов провели значительный объем экспериментальных изысканий, проанализировали результаты исследований, составили таблицы и сформулировали основные выводы. Можно отметить, что общий недостаток большинства работ — это несоответствие основных выводов и результатов поставленным задачам, недостаточное изучение теоретического материала, непонимание практического значения проведенного исследования.

В секции «Медицина и здоровый образ жизни», в которой также было представлено 7 работ, часть носила исследовательский характер, другая являлась проектами. Обращает на себя внимание путаница в терминологии и понимании: «Что является проектом, а что исследованием?». Причем эта подмена понятий свойственна и школьникам, и руководителям работ, как естественнонаучной, так и социальной, и гуманитарной направленности, что нередко обуславливает и недостатки работ.

Отрадно отметить, что участники секции «Медицина и здоровый образ жизни» в своих работах изучали различные аспекты здорового образа жизни человека и проблемы сохранения здоровья с детского и юношеского возраста. Наибольший интерес вызвала работа, посвященная актуальной теме сегодняшнего времени, а именно теме сохранения здоровья в условиях распространения новой коронавирусной инфекции СOVID-19. С каждым годом в секциях «Химия» и «Медицина и здоровый образ жизни» участвует все больше и больше школьников, проявляющих интерес к естественным наукам, химии и медицине, что очень важно для города-курорта Сочи и будущего его развития в сфере медицины и бальнеологии.

В качестве рекомендации всем участникам XXII городской научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку» можно посоветовать глубже анализировать результаты своей работы, больше уделять внимания статистической обработке результатов и методикам исследования. Общим недостатком работ является их слабая проработанность в теоретическом плане, формулировки выводов носят слишком общий характер, в некоторых работах практическая (исследовательская) часть представлена недостаточно или вообще не соответствует заявленным целям, гипотезе и задачам. Несомненно, каждый исследователь достигнет успеха в своем направлении, особенно пока мы имеем дело не с научными, но с учебными исследованиями, но у ребят все впереди… Главное, чтобы они не теряли веру в себя, преодолевали возникшие препятствия и исправляли ошибки, двигаясь вперед к победе!

Жюри благодарит всех участников за внимание к многообразным проблемам развития человеческой цивилизации, представленным в разных секциях по своему: от истории и социологии культуры и практических вопросов развития языка и литературы, до решения экологических проблем, пропаганды здорового образа жизни, бережного отношения к природе и желания придерживаться правил дружественного и гармоничного сосуществования

Скачать

Назад